Зимой 2015года организаторы бренда PRIMEROVA присутствовали на открытие нового торгового пространства в ТРЦ Галерея у наших старых друзей FREEDOM STORE (г.Санкт-Петербург) и очень интересно побеседовали с репортёром от FREEDOM TEAM. Получилось довольно живенькое интервью, которое мы рады представить к вашему прочтению.
_______________________________________________________________________
«Конкуренты, где вы? Я жду вас!» – Ольга Примерова, бренд PRIMEROVA
"Так смело призывать «соперников» может только уверенная в себе, реализованная творческая личность. В чем не осталось никаких сомнений после беседы с Ольгой и Виталием. Такую правильную и обоснованную позицию в бизнесе редко встретишь, тем более в сегодняшнем мире моды. У ребят есть чему поучиться.
Московский дизайнер одежды Ольга Примерова и руководитель проекта PRIMEROVA Виталий Пахомов делятся самым важным и актуальным на сегодняшний день в сфере российской моды.
Как создать свою марку? Как начать свой бизнес? Какие риски нужно учитывать?
И многие другие важные вопросы затронуты в интервью.
Этот материал не панацея от всех бед и не алгоритм достижения золотых гор. Но в этом тексте ты можешь найти то, что действительно важно и то, что поможет тебе здесь и сейчас.
В интернете можно легко найти и посмотреть все коллекции бренда PRIMEROVA, но о твоем творческом пути, о тебе информации совсем не много. Расскажи, как ты пришла в мир моды?
Ольга: Шью с 11 лет. Не думала, что я буду профессионально этим заниматься. Однажды утащила у мамы новую машинку швейную без спроса. Сшила себе юбку за ночь и пошла в ней в школу на следующий день. А потом шила еще и еще. И когда мама об этом узнала, она была против, потому что в семье меня ожидало другое будущее. Мне нужно было стать либо бухгалтером, либо приемником маминого дела. Закончила один институт, потом во втором поучилась. В итоге у меня два высших финансовых образования. Одно из них незаконченное. И в один прекрасный момент я сказала маме, что не могу так больше. И я решила постучаться в лабораторию к Вячеславу Михайловичу Зайцеву. На что мне мама сказала: «Ты опозоришься. Тебя там не ждут». В итоге меня взяли и я прожила счастливый год в лаборатории, после чего и стала дизайнером.
Всё таки призвание победило.
Ольга: Да, как выяснилось.
А с чего начался бренд PRIMEROVA?
Виталий: Ольга начинала работать с подиумами. Два первых года это были не массовые вещи на продажу, это была подиумная концептуальная одежда, которую и носить-то сложно было, только показывать. Раньше она называлась каким-то смешным названием.
Ольга: Сусел. Это мой юношеский псевдоним. Потом я стала делать такую одежду, что вроде как не серьезно так подписываться.
Виталий: А потом, когда мы начали продавать первые вещи, нужно было подбирать название. Сразу было понятно, что Сусел совсем не подходит, а вот PRIMEROVA, фамилия говорит сама за себя. Звучит.
Ольга: кто-то думает, что она у меня не настоящая, и ладно (улыбается).
А что оказалось самым сложным при создании своей марки, были какие-то подводные камни?
Название бренда дело сложное. Все дизайнеры, когда учатся, не знают, чем они потом будут заниматься. К промышленному дизайну у нас никто не готовит и никто из дизайнеров не понимает что это. Когда ты выпустился, диплом у тебя на руках, встает вопрос что делать? Куда податься? И практически все начинают что-то выдумывать, шить. У тебя есть свобода, не контролирует преподаватель. Это не есть твое будущее, это наверняка не то, чем ты будешь заниматься в жизни. Поэтому, когда называешь бренд, нужно думать о том, что будет в будущем. Если ты решил развиваться в плане продаж, а не в плане имиджа, то тебе нужно уже психологические и маркетологические моменты продумывать, чтобы легко читалось, чтобы легко писалось, чтобы легко запоминалось. Фамилии иногда такие бывают, что не выговоришь, а еще таким шрифтом написано, что не прочитаешь.
От чего вы еще могли бы предостеречь молодых дизайнеров?
Виталий: Не вкладывать много денег. Развиваться постепенно. Надо понимать, что ошибки совершают все, кто-то меньше, кто-то больше и в любом случае ошибки это основной способ получить опыт. Не вкладывать деньги в хороший ремонт и дорогую мебель в студии, когда начинаешь. Надо все продумывать и составлять бизнес-план. Нужно решить чем ты будешь заниматься дальше. Будешь ты заниматься, как говорит Оля для себя, либо это будет больше промышленный дизайн.
Ольга: Я бы не стала говорить «бизнес-план» - это ерунда для дизайнера. Абстрактные понятия для человека, который занимается дизайном, шьет что-то сам. Просто посчитать, что ему нужно. Все поначалу работают на клиента. Все что-то отошьют, подумают, что всем это должно, непременно, понравится и ждут клиентов. Это всё надо пройти.
Виталий: Очень важно, что мы не вливаем никаких финансов в PR. Реклама есть. Мы не проплачиваем никогда звезд и т.д., чтобы толкнуть свою одежду, показать её с как можно более хорошей стороны. У нас все силы идут на клиента. Мы делаем все, чтобы клиент заинтересовался, вернулся к тебе, сказал спасибо.
Ольга: И подругу привел (смеется)
Виталий: То есть сарафанное радио работает. Когда работаешь для людей – люди к тебе тянутся. Нужно понять, для кого ты это делаешь. Когда ты это поймешь, для кого твой продукт, все будет отлично.
Ольга: Если ты не хочешь думать о клиенте, хочешь заниматься искусством, не надо жаловаться что в впроголодь живешь. Художник должен быть голодным.
Есть мнение, что если проект не окупается за год или не приближается хотя-бы примерно к порогу окупаемости, стартап в любой сфере деятельности, то из долговой ямы ему уже не выбраться. Что вы об этом думаете?
Ольга: У каждого проекта свой период окупаемости. Это зависит от многих факторов. Есть проекты, в которых ты на рынок не выйдешь без вложений. Это касается чего угодно. Ты не построишь автосалон за копейки и т.д. Что-то можно взять только масштабом. Если говорить об одежде, что такое вообще производство одежды? Это сезоны. У нас в стране два сезона. Не смотря на то, что есть еще весна и зима, у нас это лето-осень . Получается, что такое год? Ты два раза отшил, два раза продал. Я считаю, что года маловато для окупаемости. Производителю одежды нужно дать два года. Тем более в нашей стране. Если через два года ты видишь полный склад, отсутствие продаж и интереса к твоей персоне, то ты явно что-то делаешь не так.
Получается много особенностей работы именно на Российском рынке.
Ольга: Да. Это надо тоже понимать. В разных городах разный менталитет. Одно покупают в Санкт-Петербурге и совершенно другое покупают в Москве. Даже сезон по-разному наступает. Тут стоит обратить большое внимание на логистику.
В каких городах кроме Москвы и Петербурга ещё продается ваш бренд?
Виталий: Мы работаем с оптовыми покупателями, с регионами мы работаем только под выкуп. И регионов у нас большое количество. Может городов двадцать. Воронеж, Саранск, Киров, Красноярск, Кемерово. В Ригу один раз отправляли.
Ольга, а чем ты вдохновляешься, когда создаешь коллекции?
Ольга: Это люди. Сейчас, когда людей стало больше, когда я слышу, что они хотят, что им нужно носить. Например, постоянно ломают голову над тем, в чём пойти в офис. Это стандартная проблема для всех. Мне важно, что нужно человеку. У меня нет такого, что муза ко мне пришла. У меня даже нет эскизов. Есть технические рисунки.
Виталий: Моё мнение со стороны, что у Ольги бывают такие моменты, когда идея приходит и она говорит «Я придумала!». Но обычно это воплощается в единичный экземпляр. Для этого в новом году запустили новую линию одежды PRIMEROVA LUX, которая в ценовом сегменте отличается. Используются дорогие итальянские ткани, дорогая обработка.
Ольга: Есть один важный момент, я разговаривала с другими производителями об этом. Если ты зацикливаешься на производстве, нужно обязательно тратить время на творчество. Оно не принесет денег, это для собственного развития. Если ты месяца три не занимаешься творчеством, не отшиваешь единичные имиджевые вещи, то потом в голову вообще ничего не приходит.
Какие ткани ты предпочитаешь и почему?
Ольга: У меня в голове по цветам распределяются ткани. Есть конкретные цвета, которые будут в этом сезоне популярны. Не знаю откуда это мне приходит, но я знаю, какого цвета нужно покупать ткань. Причем если ткань мне очень понравится, но у меня не будет того ощущения, что она нужна - это не будет продаваться. Как с хаки как раз было. Мне очень понравилась ткань, но к сожалению не пошла модель по продажам.
Ткани натуральные. В основном использую хлопок. Вискозу использую редко. Шелк сложная ткань и в пошиве и в носке. Люди шелк стирают в машинке, потом очень недовольны, что они взяли такое дорогое платье, а оно почему-то испортилось.
С тканями в России есть проблемы? Вы где ткани заказываете?
Ольга: С сырьём проблемы есть. В любом производстве в России огромные проблемы с сырьём. Сейчас прибавилась ещё одна огроменная проблема – это курс валюты. За рубли в России ткань не продается. Фурнитура в России за рубли не продается. Меня все время спрашивают, шью ли я из российских тканей. Я бы с удовольствием, но их не существует в производственном масштабе.
Виталий: Есть производства тканей в России, но они работают по какому-то старому совковому принципу. У них не коммерческая постановка вопроса. Они всеми правдами и неправдами пытаются тебя отшить, хотя ты бы им прибыль мог принести.
Ольга: Нашла одно производство, где делают шерстяную ткань. Они шьют ткань для формы. И чисто теоретически у них можно купить материалы. Но за три моих попытки дозвониться и заказать, у меня не вышло.
В заключении нашей беседы дайте напутствие молодым дизайнерам, которые сейчас в разных городах нашей большой страны сидят и ломают голову, как же создать свою марку, свой бренд, стать дизайнерам.
Ольга: Когда открывался FREEDOM STORE в Галерее, я произносила речь, очень важные слова говорила, волновалась. Просила услышать меня. Такая площадка как FREEDOM для дизайнеров – подарок. Они бы не попали в такую продаваемую зону, чтобы действительно можно было работать. FREEDOM открылся и это подарок для всех потенциальных арендаторов.
Виталий: Таких мест практически нет Москве, и не было в Питере, до сегодняшнего момента.
Ольга: Тут надо понимать, куда ты пришел. Не показать себя, а работать. Что такое специфика места с большой проходимостью? У тебя всегда должно быть наличие товара для развески и размерный ряд.
Виталий: Если у тебя большие продажи, это хорошо. Но нужно быть готовым к тому, что нужно будет делать новые поставки.
Ольга: Когда дизайнер получил первую прибыль со своей работы, его нужно вложить. Ни в коем случае нельзя тратиться. Всегда просчитывать, сколько стоит изделие в конечном итоге, всегда закладывать наценку, потому что наценка будет всегда.
Виталий: Большинство дизайнеров очень нерасчётливо относятся к этому. Надо понимать, что вещь, это не только ткань и твоя работа, и накрутка на неё. Это ещё транспортные расходы, расходы на мобильную связь, возможно, тебе придется после отправки в магазин возвращать вещи и так далее.
Ольга: Надо понимать, что брак будет. Брак будет всегда, что бы ты ни шил. Ткань бывает с браком. Ты купил 10 рулонов ткани, посчитал, что из этих рулонов у тебя будет 500 изделий. Нет, не будет. У ткани тоже возможен брак. Никого не пугаю, нужно к этому быть готовым.
Виталий: Мы открыты для всех дизайнеров. Не держим никаких тайн.
Ольга: Если кому-то нужна помощь, пишите вконтакт. Мне даже из Чечни один дизайнер написал, попросил помочь с тканью, у них с этим проблемы. Он собирался в Москву и спрашивал где что можно купить. Я ему все адреса по фурнитуре и тканям скинула.
Виталий: Мы считаем, то чем мы занимаемся, должно расти в нормальной здоровой конкуренции. В любом бизнесе все конкуренты не противники , а помощники друг другу.
Ольга: А у нас все позиционируются как враги. Только конкуренция рождает рост. Если ты не поделишься со мной адресом склада и один там будешь ткань покупать, он закроется через неделю. И не у тебя, не у других материалов не будет.
Виталий: Всем молодым можно чего-то добиться. Главное работать и работать и работать.
_______________________________________________________________________